•  ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
•  ГОСТЕВАЯ  КНИГА
•  ПРЕССОБЗОР
•  МАСТЕРСКАЯ
•  АФИША
•  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
|
|
|
|
•  ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  •  ВЕРНУТЬСЯ В "МАСТЕРСКУЮ"
Константинова В.В. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКИХ СЕМЕЙНЫХ ПРАЗДНИКОВ1. Цели организации семейного праздника. Из всего многообразия событий и ситуаций семейной жизни, я предлагаю остановиться на детских семейных праздниках. Хорошо продуманные и организованные с любовью, они способны помочь нам в решении задач христианского воспитания в семье. Можно выделить следующие цели, которые мы преследуем при организации наших праздников: -дать возможность детям пережить церковный праздник как свой личный; -используя особенности детской психики (способность к игре, творчеству) на практике научить состраданию и дружбе, терпению и прощению, взаимопомощи и вниманию к другому человеку; - дать опыт радостного общения и объединения в радости о Господе. Уже несколько лет мы организуем у себя дома детские семейные праздники, чаще всего на Рождество и иногда на Пасху. В нашей семье четверо детей, мы приглашаем соседей, родственников, знакомых, так что собирается 15-20 детей и человек 10 взрослых. Возраст детей – от 2-х до 15-ти лет. Все дети с разной степенью воцерковленности, вплоть до совершенно нецерковных. Мы никогда не проводим праздник в день самого Рождества или Пасхи, т.к. эти дни сами по себе торжественны, и шумное веселье к ним не подходит. Как правило, мы собираемся на Святках или в Светлую седмицу. Чтобы организовать такое большое количество детей в нашей небольшой квартире, мы стараемся тщательно продумать программу праздника. Обычно он строится по следующей схеме: • Спектакль • Праздничный стол • Викторины, конкурсы, игры • Чаепитие
2. Спектакль Главным событием праздника является, конечно, спектакль.Так как участники живут довольно далеко друг от друга, все стараются собраться у нас за 1-2 дня до премьеры, а до этого по телефону выясняются роли, обсуждаются костюмы, так что артисты приезжают уже подготовленными. Автором сценариев и главным постановщиком всех наших спектаклей является А.Н.Демина, многодетная мама, двое детей которой обязательно принимают участие в спектаклях. Сценарий обычно на нейтральную тему, т.е. не связан непосредственно с событиями Рождества или Пасхи (например, слегка измененная «Стрекоза и муравей», в которой Муравей прощает стрекозу ради праздника Рождества, или «Грибная сказка» и т.д., см. раздел «Приложение»). Но в конце спектакля обязательно мораль с упоминанием праздника и христианских ценностей, к которым подводит весь ход спектакля. Например, Грибы как люди, помни, доча, Добры бывают и не очень. Но всех должны мы уважать, Любить, прощать, не осуждать. Господь как солнце освещает И тех, кто любит и прощает, И тех, кто сердится напрасно, Лишь потому, что день ненастный. Земную посетив обитель, Учил божественный Спаситель Любить больных и стариков, Убогих, сирых и врагов. Его земное Рождество Для всей Вселенной торжество. И мы на празднике чудесном Все вместе вам исполним песню.(«Грибная сказка») Или другой пример, из «Пасхальной сказки»: Доброта, любовь, смиренье Чудеса творят подчас. Так примите ж поздравленья С Пасхой всечестной от нас: Христос воскресе!!! Такой подход выбран нами не случайно. Мы стараемся избежать нарочитости, не хотим, чтобы события Священной истории приедались и вызывали скуку. С другой стороны, такая нейтральность темы позволяет осуществить постановку в обычной школе или детском саду, и такой опыт у нас уже тоже был. Веселый, занимательный сюжет делает спектакль интересным для артистов и зрителей всех возрастов, а общая атмосфера любви и радости как нельзя более соответствует самому духу православного праздника. Мораль же в конце не является чем-то нарочитым и строго назидательным, к ней, как уже говорилось, подводит весь ход спектакля, и заканчивается она веселым поздравлением. Два дня непосредственной подготовки к празднику, когда почти все артисты уже в сборе, едва ли не самое интересное во всем празднике. Радостью встречи, творческими находками и выдумками наполнены эти дни. Бывает, приходится на ходу дописывать роли, т.к. артист подрос за год и способен на много большее, чем рассчитывали на него. И вот наступает день примьеры. Последние прогоны, проверка реквизита, музыки, подготовка мест для зрителей, повторение ролей – столько радостных ожиданий и тревог! Собираются зрители, рассаживаются и – представление начинается! Спектакль пролетает на одном дыхании и для артистов и для зрителей. В конце все выходят на поклоны, и вот, когда все волнения уже позади, приходит пора подкрепиться за праздничным столом.
3. Праздничный стол Праздничное застолье тоже немаловажная часть праздника. Перед едой мы поем тропарь праздника, а, так как воцерковленных детей большинство, получается дружный хор. Нецерковные же дети понимают, что это не простой праздник и не простое застолье, и потихонечку проникаются духом православного праздника. Надо сказать, что они всегда очень рады приглашению, и не было случая, чтобы кто-нибудь отказался. Поскольку верующих большинство, мы как бы переворачиваем обычную ситуацию, и становится неудобно не помолиться со всеми вместе перед едой, не ответить на пасхальное приветствие и так далее. К столу каждая семья привозит что-нибудь несложное, но любимое детьми, также и к чаепитию готовимся вместе. После еды обязательно поем кондак праздника и переходим к следующему номеру нашей программы – игры и конкурсы.
4. Игры, конкурсы, викторины. Конкурсы и викторины готовятся и проводятся старшими детьми или взрослыми. Все участники получают небольшие призы за правильные ответы, участие принимают и дети и родители. В этом году на Рождество одна семья показала нам рождественский вертеп (небольшое кукольное представление о событиях Рождества), с зажженными свечами в руках все спели песню «Рождество Христово», предварительно сами сделав из пластилина подсвечники. Потом их мама провела веселый конкурс «Угадай песню». Иногда мы заранее предупреждаем, чтобы все дети подготовили какое- нибудь выступление, и тогда получается импровизированный концерт. А вообще в атмосфере творчества и радости, бывает, даже нет необходимости готовиться заранее, дети на ходу придумывают сценки, вспоминают стихи, песенки и порой удивляют даже своих родителей. Но самая веселая и любимая забава – игра в фанты. В ней обязательно принимают участие все дети и взрослые. Открываются такие неожиданные таланты! И кто может без смеха смотреть, как папа танцует африканский танец, а мама изображает птицу на гнезде или поет детскую песенку! Постепенно раскрываются даже самые скованные и стеснительные дети, да и взрослые тоже. Ведь бедным усталым мамам и папам тоже необходимо хоть иногда отключиться от своих забот и повеселиться вместе со своими детьми. За чаепитием все успокаиваются и, веселые и довольные, с небольшими памятными призами расходятся по домам.
5. Заключение Мы предложили для ознакомления наш небольшой опыт организации детских семейных праздников. Кому-то он, возможно, пригодится, а кому-то, может быть, покажется недостаточно церковным, слишком светским. Как нам кажется, меру тут каждый должен выбрать сам в соответствии со своим устроением, но важно помнить, что воспитание – это творческий процесс, в котором участвует и воспитатель и воспитуемые, и необходимо учитывать особенности детской психики и детского восприятия. Самым печальным результатом, по нашему разумению, стало бы восприятие Рождества или Пасхи, как чего-то скучного, давно знакомого, и, вобщем, не интересного, не имеющего отношения к нашей жизни. Важно, как нам представляется, не только получение детьми информации о событиях Рождества или Пасхи, с ними сейчас почти все в той или иной степени знакомы, даже неверующие, но важно дать почувствовать детям дух праздника, радость, благодать, и связать это состояние именно с православным праздником. Несколько лет проводим мы такие праздники, и все больше убеждаемся в том, как они необходимы и для детей, и для взрослых. Дети учатся общаться, налаживаются контакты в семье, между детьми. Родители и дети имеют возможность по-новому увидеть друг друга. Очень важно то, что праздник становится не только строгим церковным, но и теплым, домашним, и потом останется добрым воспоминанием детства. И как знать, может быть именно это теплое воспоминание поможет преодолеть сомнения и искушения, с которыми сталкиваются взрослеющие дети в юности.
 Пожалуйста,  напишите Ваше мнение о данном материале, дайте оценку 
 возможности его использования в работе и рекомендации постановщику: 
|
|   |